Меню сайта

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  

КАРУСЕЛЬ2020»

в рамках межсетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций  "Детский сад № 18",  «Детский сад № 69», «Детский сад № 81», «Детский сад № 109», «Детский сад № 114», «Детский сад № 183»

 

 

     В рамках проведения городской образовательной акции «Педагогическая карусель – 2020» в нашем детском саду прошел дистанционный семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной  культуры как средство нравственно-патриотического  воспитания»,
который подготовили педагоги: старший воспитатель Королева Ольга Геннадьевна, воспитатели Поникарова Татьяна Евгеньевна, Петрова Ольга Юрьевна и Овчинникова Марина Валентиновна, музыкальный руководитель Юдакова Лариса Владимировна.
        Мы хотим поговорить о секретах из бабушкиных сундуков, в которых заботливо спрятались тайны прошлого, а именно, о куклах – оберегах. 
 
План семинара представлен в БУКЛЕТЕ.

"В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку,

свою весёлость и смех, свои думы и знания,

своё умение — в этом большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый

говорит с ребёнком правдиво, мудро."

Е. А. Флёрина

      Нравственно-патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы — необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
    Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации которого, введение ФГОС ДО предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность посредством использования народных игр и игрушек.
    В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народных игр и игрушек в работе с детьми мало используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. Так, например, по мнению Е.А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника.
    Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, в ходе ее изготовления, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. Изучение народной игрушки, ее связи с древним обрядовым календарем способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.  
 
У  обрядов  на  Руси  множество  заветов
И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.
По  поверью, талисман, защитит  хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.

Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,
Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.
Но  единственный  запрет  предков  опасались:
Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались. 
 
Обереги  без  лица,  кажется  незримо
Отделят  добро  от  зла   неисповедимо.
Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой
И  защита  на  века  от  любого  лиха.
 
   Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой пусть к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла – неизменный его спутник. она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
   Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
   Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом,  и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
    Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими кулками любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой. 
      Изготовленные Татьяной Евгеньевной куклы – обереги, обрядовые куклы несут в себе такие черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очено разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. Считалось, что при изготовлении кукол недопустимо использвоать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. 
     Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И  когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала оубчать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. 
     
Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава. 
       Женский костюм не мыслился без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магической силой. Было принято обязательно покрывать голову и укладывать волосы, а не распускать их. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Обязательгная часть костюма – пояс. На них вышивали орнаменты, концы оформляли помпонами, кистями. Кроме того, на пояс подвешивали ключи, кошельки и небольшие бытовые предметы. Ведь карманы – это элементы современного костюма, из "изобрели" только в XVII веке.
 
     Подробную информацию о значении каждой куклы, изготовленной Татьяной Евгеньевной, можно посмотреть в ПРЕЗЕНТАЦИИ.
 
 

       Мы работаем с современными детьми и даже при ознакомлении дошкольников с традициями народной культуры не можем отказаться от использования современных образовательных технологий.  Сегодня мы Вам предлагаем присоединиться к квест-игре и отправиться на поиски календаря изготовления народных кукол, который поможет вам узнать более подробно историю их возникновения, виды и назначение. А также подскажет, какие народные праздники традиционно отмечались в каждом  месяце и какие куклы использовались при этом.

В России тьма традиций разных, 
Но о такой не грех узнать: 
Чтоб каждый месяц, каждый праздник 
С особой куклою встречать.

    Чтобы достичь цели, необходимо правильно выполнить все задания.

         В квест-игре участвуют все присутствующие, разрешается пользоваться интернетом. За правильный ответ команда получает жетон. Как только набирается нужное количество жетонов, каждый игрок получит награду.

 КВЕСТ – ИГРУ "В поисках календаря народных кукол"  Вам представит воспитатель Овчинникова Марина Валентиновна.

    Можно много и убедительно дискутировать об игровом и культовом значении куклы в истории человечества и на современном уровне развития. Такая цель не ставится на данном семинаре. Приобщить детей дошкольного возраста к чарующему миру куклы, познакомить с некоторыми особенностями и традициями русской культуры, дать ему возможность попробовать изготовить ее своими руками – вот основная задача педагога.
  
МАСТЕР-КЛАСС 
по изготовлению куклы – пеленашки.
Педагог Поникарова Татьяна Евгеньевна.
 

Немного истории. 

В древние времена кукла пеленашка выполняла несколько важных ролей, но главная ее сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. Такой оберег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года. Еще одно предназначение – это защита от недоброго глаза и порчи. Тканевая скрутка сопровождала ребенка везде. Когда шли на прогулку на ребенка всегда вешали яркую куколку на которую любой человек обратит внимание раньше, чем а ребенка. Таким образом негативная энергия для малыша не доходила.

Основные правила изготовления традицонной куклы.

Крутится пеленашка просто, однако должны соблюдаться некоторые правила. В структуре тканевой куколке обязательно закладывается голова, тело, выделяется пупочек. Не смотря на свою простоту данная скрутка олицетворяет соединение 3 жизненных сил, где мать дарует тело, отец — дух (голова) а пупочек олицетворяет самого малыша. В процессе изготовления лоскут ткани скрутите и раскрутите 7 раз, только после этого завяжите ниточкой. Данный обряд символизирует длительность формирования новой жизни. Узелок завязать следует спереди (при изготовлении любо другой куколки узлы завязываю сзади). Нитка перекусывается или обрезается на несколько сантиметров от узелка, что олицетворяет обрезание пуповины — отделение ребенка от матери. Формирование головы говорит о том, что ребенок это отдельная личность со своими чертами характера и жизнью. Изготовление пеленашки доступно каждому. Если вы не разу не делали обережных кукол, то самое время попробовать.

Вам понадобится для работы:

  • белая ткань 8 х 15 см
  • ткань для пеленки 12 х 15 см  или 15 х 15 см
  • красная ткань для косынки 10 х 10 см
  • красная нить, которую можно разорвать руками
  • цветная тонкая ленточка для декора

Суть изготовления оберега проста: нужно сделать ребенка и запеленать его в пеленку. Техника исполнения может быть любая. Ниже приведена пошаговая инструкция, которой можно воспользоваться для сотворения данной куколки.

      И в  подарок для Вас - КАЛЕНДАРЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ  НАРОДНОЙ КУКЛЫ  от воспитателя  Овчинниковой  Марины  Валентиновны

Кукла тряпичная – прошлого след,

Мир, доброта и отрада,

Бабушки милой из детства привет

Встрече с тобой мы так рады!

Дари русским людям простое тепло,

В добре и любви черпай силы,

Живи заграничным игрушкам назло,

Как символ великой России!